Обо мне. Часть II.

Вернуться на главную Эссе. Ч. III фотки ссылочки моя библиография Гостевая книга
Итак, друзья, продолжим наше повествование...

Блуждая по барам, дискотекам и кинотеатрам, мы сталкивались и общались с совершенно разными людьми, узнавая, подспудно, социальную демографию этого крымского города и весело проводя время... После возвращения в Беляевку, мы разделялись. Славка шел к народу "на бруствер", я на море - посидеть, послушать море, подумать о жизни, доме и просто отдохнуть от дневной суеты... Море на самом деле успокаивает... По утру "свежие" харьковчане нетвердой, но волевой походкой шли на раскоп работать. Были случаи, когда совсем пьяных ребят снимали с работы, но они УПИРАЛИСЬ и почти в слезах просили их оставить работать... Вот ведь до чего доводит фанатичная преданность археологии!
На самом деле, мне безумно хотелось домой. Я в прямом смысле считал дни до возвращения домой. И я был безумно счастлив, когда на второй неделе августа 1994 г. я сел в поезд Севастополь-СПб, а когда поезд приближался, к Московскому вокзалу сердце то выпрыгивало из груди от радости, то замирало от предвкушения чего-то сильного и яркого - от встречи с родным городом и дорогими мне людьми... Ура!!!!! Я снова дома, я снова в Питере, правда..., люди кругом были бледные, как поганки!:(

После лета, которое я ОЧЕНЬ продуктивно провел (и море, и походы на Карелы, и масса романтики) наступила осень... Логично, скажите вы, но дело не в простой логике, а в том, что именно с наступающего второго курса я начал свою трудовую преподавательскую деятельность. И именно об этом я и хочу рассказать вам дальше.

Итак, случилось это осенью 1994 г. Моя тогдашняя sweetheart - студентка псифака СПбГУ, а ныне ассистент кафедры возрастной и дифференциальной психологии - закончила школу №10 Василеостровского р-на с углубленным изучением химии и биологии. На выходе из этой школы получались молодые люди со знаниями по химии и биологии на уровне биофака или химфака 3го курса Университета... Политика руководителей школы в отношение преподавателей была тверда - брать только университетских и никаких "педов". У них были проблемы с историками, чей возраст и качество преподавания оставляли желать лучшего - детям-выпускникам нужна была история для поступления... Через мою подружку мне было предложено там место. Разница в возрасте между мной и учениками составляла приблизительно 1,5-2 года:)) Я готовился к страшному...

При приеме на работу, что меня очень удивило так это то, что у детей не было истории целый год. Сейчас, возможно, это и не кажется таким уж странным, но в 1994 г. это было что-то из ряда вон выходящее. Дети в 7 кл. остановились на Пелопонесских войнах, представляете? Для неисториков поясняю, что этот раздел истории Др. Греции дети должны проходить в первом полугодии 6 кл., а в 7ом они должны во всю изучать средневековье. Дети же в 11том кл., застряли на коронации Александра III в 1881 г., в то время как они должны были изучать советскую историю... Ну, а 10тым кл. там вообще, был тихий ужас:(( Короче говоря, фронт работ открывался громадный, ведь дети-выпускники, в большинстве своем, должны были сдавать историю на вступительном экзамене, а это дополнительная ответственность для преподавателя.
Старые матерые преподы, которые стали к тому времени для меня уже просто хорошими приятелями, сказали, что из-за возраста у меня могу быть проблемы с дисциплиной, поэтому я должен с самого начала "поставить всех на место" и показать кто хозяин в классе - короче говоря, задать тон и атмосферу нашим занятиям, чтобы дальше вопросов с дисциплиной не возникало...
Для разогрева мне дали, кажется, 2 или 3 урока у 7го класса. Кто преподавал знает, что это самый беспокойный с т.з. дисциплины возраст - дети подросли (13-14 лет), считают себя большими, начинают друг перед другом выпендриваться, стараются обратить на себя внимание противоположного пола и т.д. Естественно, что все это сказывается на дисциплине в классе. Моя задача была не допустить разгула подростковых гормонов и прочих проявлений раннепубертатного периода - поэтому дети были постоянно заняты написанием опорных конспектов уроков под мою диктовку:)) Но это уже было позже, а сначала, сразу после моего представления и того, как я остался наедине с классом, меня охватила оторопь - что мне с ними делать? О чем говорить? Каким языком? Какой выбрать тон? Что им будет на самом деле интересно слушать? Все эти вопросы роем летали по моей голове... Я не знал за что мне ухватиться... И первое что мне пришло в голову после приветствия, это вводная фраза из чёрного учебника по истории Средних веков для истфаков ВУЗов под ред. Сказкина М., 1991: "Медиевистика - это раздел исторической науки, занимающийся исследованием истории средних веков от лат. medium aevum - средний век..." А потом как-то все пошло само собой... После своего первого рабочего дня я пришел к своей подружке, которая жила в соседнем доме от школы, и прилег на кровать немного полежать отдохнуть, пока она пошла суетиться на кухне... проснулся я ок. 0.00, чтобы бегом бежать к метро, опаздывая на последнюю электричку.
Вот так и началась моя преподавательская деятельность, длившаяся, в общей сложности, 6 лет. Надо сказать, что вопросов с дисциплиной где бы я не преподавал (а это были и школы, и гимназии, и колледжи, и языковые спецшколы), у меня никогда не возникало, мне как-то удавалась с самого начала налаживать хорошие отношения с классом, да и некогда им было отвлекаться, ведь материал я давал не по учебнику и спрашивал их по конспектам с наших занятий:)))) Мораль - а) у детей на уроке не должно быть свободного времени и б) не хочешь, чтобы они сели тебе на шею - не допускай фамильярности и распущенности!
Наверное, имеет смысл рассказать о забавных эпизодах из преподавательской части моей жизни... По началу, самым контрастным впечатлением для меня было то, что в один и тот же день я менял свой статус студента на преподавателя. Особенно меня поражал контраст того, как я идя со своих экзаменов в универе отправлялся принимать экзамены в колледже. И здесь происходила самая распространенная забава в моей педагогической практике. Студенты, а особенно студентки, почему-то считают, что мне очень легко сдавать экзамены. И даже дружеские предупреждения их постоянного препода о том, что все как раз наоборот. Я добрый, в принципе, препод, НО принципиальный - мне за мой предмет обидно, честное слово, история слишком интересная отрасль человеческого знания, чтобы ее не знать. И когда люди мне демонстрируют на экзамене свою неготовность - меня это начинает раздражать... Например, был случай на экзамене в университете. Я принимал историю средних веков у второго курса истфака СПбГУ. Ко мне подошла сияющая, миленькая девочка и с улыбкой начала отвечать билет. По мере ее ответа, я стал задавать вопросы, которые потихоньку начали вызывать дрожь в ее голосе, потом человек почему-то начал покрываться бело-красными пятнами, потом она начала дрожать крупной дрожью всем телом... А дел то? Я всего лишь уточнял и немножко глубже спрашивал о том, что она мне говорила... Когда я ей поставил "хорошо", судя по всему, она была просто безумно счастлива... Хотя, если честно, я просто ее пожалел, в душе то я все-таки добрый!!! :)))

События 3-4 курса были мало примечательны. Всё как у нормальных студентов, например, весь год не ходил на курс "Истории Западных славян и истории Балканских стран", точнеe сходил один раз в начале года, а потом регулярно просыпал ее, ну а спрашивается кто на третьем курсе ставит лекцию первой парой? Мы ж не перваки какие-то правильно, да и негуманно это как-то по отношению к нам... Экзамен оказался несложным - пришел, вытащил билет по Австро-Венгрии и Освободительному движению в Сербии XIX в., ответил - ушел.
Однако, не все экзамены прходили так безоблачно. Примером тому, служит мой экзамен по "истории России". Это курс читался нам три курса, т.е., 6 семестров. За 5 из них у меня стояли "отл.", а вот на итоговой - шестой сессии мне поставили "хор.", понимая, что оценка идет в диплом, я попросил поставить мне н/я, чтобы пересдать на "отл.". На пересдаче, в замечательное солнечное июньское утро я попал к тов. Кутузову, который, по его словам "не услышал от меня того, что он хотел, хотя, в целом, все правильно...", твердой рукой, не спрашивая моего мнения, вывел в ведомости "удочку"... Так накрылся медным тазом мой красный диплом. Ну и леший с ним!:)) Зато лицо нормальное! Некоторые, возможно, скажут, ведь можно было на пятом курсе исправить? Да, это правда, но кого на пятом курсе интересует такая ерунда как цвет диплома? Мои однокашники не дадут мне соврать - человек 10-12 из получивших красные дипломы, были заядлыми списывальщиками, хоть и нормальными в общении людьми, а как специалисты, они являли собой очень жалкое зрелище... Надеюсь, по специальности они не работают и честь корпорации не пятнают. Ну, да ладно, это отвлечение от нашей хронологической канвы повествования.

После третьего курса я снова ездил в Севастополь в экспедицию, на сей раз мы копали пещерные монастыри в Санджинакиной балке и на мысе Фиолент (Георгиевский монастырь). По вечерам после работы мы сидели с девчонками из Иванова и играли в карты, а именно: в "подкидного дурака", фишка игры была в том, что проигравший должен был взять том из Собраний сочинений Ленина, чтобы громко и внятно прочитать страницу это замечательного автора... Возврат домой после 1,5 месячного пребывания на море был великолепным. В Питере ярко сияло солнце, люди кругом были на сей раз... просто дружелюбными и не такими бледными, как в прошлое мое возвращение.

Начало четвертого курса ознаменовалось пониманием того, что учеба подходит к концу. Самым неприятным был курс по ИСАА (страны Азии и Африки), я даже выучил к экзамену название арабской освободительной партии "Хизбальбаах Иштирукай аль-Араби" :)) Обидно, правда, что знания эти не пригодились.
На четвертом курсе я пошел учится во французский университетский колледж при СПбГУ от МИД Франции, там было очень мило и много интересных людей, правда, с французским у меня было тогда плоховато и пришлось мне учиться на русском отделении... Потом наступил январь 1997 г. Это был очень морозный месяц, но в то же время очень солнечный... Почему так хорошо это запомнил? Все просто - в этом месяце я расстался с той самой девушкой, с которой все так хорошо начиналось на первом курсе... На самом деле, не зря греки говорили о том, что полезно упражнять тело голодом, а душу страданиями, это заставляет взрослеть и открывать что-то новое в себе, и в жизни... Но это совсем другой разговор,находящийся далеко за рамками нынешнего повествования. Затем пришла весна, а за ним и лето...
А тем летом после 4го курса проходили незабываемые сборы летом. Родные отцы-командиры с в/кафедры до сих пор стоят перед глазами: п/п Титаренко (по поводу и без повода грозно хмуривший брови и топорщивший свои усы), Глымбоцкий (с его "уоот..." через слово и лекциями, на которых он писал слова, встречающиеся на заборах воинских частей), Звонцов (гордившийся своей блистательной военной карьерой и развлекавший нас рассказами как он "ставил людей на место" в Забайкальском военном округе) и др. И эта ноющая фраза, врезавшаяся в память как символ сборов, сказанная, кажется, Звонцовым в продолжение умной мысли о том, что надо хорошо слушать, что говорят командиры, иначе: "будете потом ходить за мной и ныть: "Тоовааарищ подполковник, нуууу тооваарищ подполковник!!!!!!"" Строевая, жара, платц, стрельбы, практика... А самое незабываемое - ругающиеся матом тихие, интеллигентные и ранее совсем неприметные однокурсники!!! Вот это было просто суперзрелище! :)))
Помню, как то утром, Звонцов посмотрел на мою густую шевелюру на голове, на которой еле держалась пилотка, и сказал, что если завтра у утру я от нее не избавлюсь он меня лично подстрижет, наверное, на это его вдохновила лысая голова Тахира Тимир-Галиева, который ради сборов ПОЛНОСТЬЮ пожертвовал своей растительностью на голове. Короче дело было уже к вечеру и я вспомнил об угрозе Звонцова. Выяснилось, что опыта стрижки (практического) ни у кого не было. Но, конечно, нашлось много теоретиков. Доверил я это дело сначала Женьке Доценко (с псифака)- у него из дома были тупые ножницы:)), через какое-то время он устал, за дело взялся многоопытный Кирилл Назаренко, но и он не долго издевался над моей головой... А закончил этот процесс Димка Озерков... Взглянув на содеянное в зеркало, я понял, что лучше мне теперь пилотку вообще не снимать... Меня так многоступенчато обкромсали, что мне было больно на себя смотреть, зато ребятам практика.... а в остальном все было, как и предполагалось до сборов.

Пятый курс начался с ощущения того, что учеба de facto закончена. Не даром же говорится, что на первом курсе ты еще не студент, а на пятом ты уже не студент. Так вот, именно это я и начал остро ощущать с сентября 1997 г. Фразой пятого курса можно назвать высказывание молодой юристки, читавшей нам курс по правоведению и теории государства и праву. Как то, придя на лекцию после перерыва, она сказала: "У вас жуткие туалеты, в них совершенно не возможно расслабиться, как у нас". Из этого я сделал вывод, что юристы расслабляются исключительно в туалетах своего родного факультета. Кстати, я сейчас рассказал об этом забавном эпизоде и тут же вспомнил о том, что наш действующий Президент, также выходец с 22 линии В.О., сказал, что всех террористов надо "мочить"... где? - !правильно! - все в том же сортире. Вероятно, для юристов СПБГУ-ЛГУ туалеты - это сакральное место, место, где они могут обрести душевное спокойствие и равновесие, место, где они себя чувствуют как дома...:)) Если эти строки читают юристы, не обижайтесь, просто аналогия сама собой напрашивалась - к тому же ваших братьев по корпорации никто за язык не тянул:))) Правоведение с первого раза сдали единицы, остальные же шли по 2-3-4 разу... Мне удалось отстреляться только со 2го раза - сдавал в юридическом колледже вместе с вечерниками. Кстати, одну из них я недавно встретил в прокуратуре Красногвардейского р-на, получив 2ое высшее образование, она теперь там работает. Вот так правоведение меняет судьбы людей:)

Самым важным мероприятием на пятом курсе были ГЭКи. У нас было, кажется, 120 вопросов, которые, по замыслу преподавателей нашей кафедры, должны были у нас "от зубов отскакивать". Ведь, как потом выяснилось, мы считались очень сильной группой:)) Однако "отл." из 9 человек удалось получить только одному. Мне было обидно за своих одногруппников - по крайней мере - еще человека три точно засуживали "отлу"... А потом мы "ушли на диплом", который нам суждено было защищать 8 июня 1998 г. Самое забавное, что мой организм так привык к "сессевым биоритмам", что первой мыслью после защиты диплома у меня был вопрос "А какой следующий у меня экзамен?":)) Короче, я немножко заучился... А учеба на дневном отделении исторического факультета СПбГУ на этом закончилась.



Хостинг от uCoz